Часть I.

Чего ожидают родители

К выбору школы обычно готовятся заранее. Родители могут начать составлять шорт-лист интересных им учебных заведений за год-два до подачи документов. За это время они успеют опросить других родителей, посмотреть сайты и прочитать рассылки всех школ, сравнить успехи выпускников, подготовиться к экзаменам. Как правило, на финальном этапе отбора и родители, и дети уже понимают, что им нужно. 

Частное образование сегодня становится всё более популярным. От частной школы они ожидают того, что можно найти только в очень сильных государственных школах — социального престижа и академической успеваемости. Часто в такие места идут одаренные дети, которым приходится трудно в обычных школах.[1] Также нередко родители испытывают статусное давление в своем кругу общения или хотят сделать серьезные инвестиции в будущее детей.

1.png

Родители, для которых особенно важен престиж, обращают внимание на следующие аспекты

Поездки за границу — это могут быть языковые туры, посещения известных университетов, участие в международных конкурсах и олимпиадах. Особенно ценятся партнерские программы с иностранными школами, которые упрощают доступ к высшему образованию за границей.

Школьный ампир — некоторые родители хотят увидеть «неоклассический ансамбль из нескольких перпендикулярных продолжительной стометровой колоннаде трехэтажных корпусов, анфиладу контрастных пространств, архитектурный театр» и прочий Баухаус. Внешний вид здания не оказывает значимого влияния на уровень образования детей, но как еще родители могут понять, что это хорошая школа? Поэтому определенная конкуренция по такому параметру сохраняется. Частные школы нанимают известных архитекторов и ландшафтных дизайнеров — так они отвечают запросам и вкусам родителей.

Оценки, экзамены — родителям нужно знать, каким образом и как часто будут оценивать прогресс их детей — ради этого они инвестируют значительные суммы в образование. Некоторые хотят для своих детей IB (International Baccalaureate, международный сертификат) или Кембриджский диплом, чтобы дети продолжили обучение за границей.

Языки — родителям важно, есть ли дополнительные занятия английским. Еще лучше — возможность выучить три и более языка. Это тоже статусный элемент — редко дети могут полноценно изучать больше двух языков сразу.

Расширенные внеклассные программы — от частных школ ожидают серьезных вложений в физическое, умственное, артистическое развитие детей. Большими библиотеками и новыми стадионами уже никого не удивишь. Родители по умолчанию хотят видеть несколько спортивных команд и секций (легкая атлетика, борьба, гребля, теннис); занятия по вокалу, музыке, театральному искусству, фотографии; химические и технические лаборатории, шахматы, 3D принтеры и программирование. Это не только внеклассные занятия, но и площадка для дальнейшего образования и карьеры: многие родители рассчитывают на стипендию для спортивных или музыкальных детей — она поможет поступить в престижный университет.[2]

Новые технологии и методики — родители ожидают, что детей будут учить с помощью всего нового. Они смотрят на материально-техническое оснащение классов и на то, как учителя используют технологии. 

Популярные статьи могут превратить таких родителей в ходячие энциклопедии. Они будут говорить о новых методиках обучения: смешанное обучение (blended learning), перевернутое обучение (flipped classrooms), парк-школа или технопарк (Summerhill free school), мобильное обучение (m-learning или BYOD). Будут мечтать о технологиях в классах: “В 2020 году все дети будут учиться в виртуальном классе с виртуальным учителем, а классная доска будет из графеновой дополненной реальности, так Марк Цукерберг сказал в “Бизнес инсайдере”. Захотят, чтобы учителя демонстрировали владение терминологией и методиками. 

Однако серьезных исследований о влиянии новых технологий на образование пока мало, идет процесс накопления данных.[3] Предварительно можно говорить только о том, что новые технологии в образовании (онлайн-обучение, кодинг) могут значительно улучшить академические успехи одаренных и мотивированных детей, которые хотят и умеют учиться по гибкому графику или занимаются по индивидуальным программам.[4] В обычных школах такие эффекты менее выражены. Так или иначе, частные учебные заведения вынуждены включиться в технологическую гонку, потому что того требует публика, и постепенно это становится общепринятым стандартом.

Прямая коммуникация — особенно ценится возможность поговорить с директором, завучем и учителями, а не только с представителями приемной комиссии. Такая практика есть, например, в Центре образования «Царицыно» № 548 в Москве: каждую субботу директор Ефим Лазаревич Рачевский проводит встречи с родителями и отвечает на вопросы. Еще больше родители хотят, чтобы частные школы вовлекали их в процесс обучения детей, хотя бы пару раз в семестр: например, на концертах или спортивных состязаниях. Также есть запрос на регулярные отчеты об успехах детей. Покажите ваши оценки.

Родителей, которые заботятся в первую очередь об академической успеваемости, интересуют другие вещи

Дисциплина — родители предполагают, что в частных школах дети не будут ограждены от негативных факторов, будь то курение в туалете или травля или попустительство учителей. И хотя всегда есть вероятность, что ребенок пристрастится к чему-то пагубному, в частном учебном заведении он будет понимать, что последствия будут гораздо серьезнее, чем в обычной школе. Жесткая дисциплина позволяет учителям полноценно обучать детей, а не быть патрульными полицейскими, которые говорят на какой странице открыть учебник.

Количество детей в классах — обычно в частных школах учится 300-400 детей или по 10-15 детей в классе. Учителя уделяют каждому ребенку больше внимания и больше проводят с ними времени, могут даже задерживаться после занятий и помогать с домашними заданиями.

Оценки учеников за последние несколько лет — превышают ли оценки на экзаменах в школе средние показатели по стране, региону, городу. Родители могут сравнивать успехи выпускников из разных частных школ и советоваться с родителями выпускников.

Методики школы — часто родители ищут индивидуальные программы для одаренных детей и детей с особенностями развития, помимо популярных методик, таких как Вальдорфская и Монтессори.

Гибкий, современный подход — сегодняшние родители школьников учились в конце 1990-х, еще до распространения новых технологий и современных методик обучения. Они склонны идеализировать свое детство, но в то же время понимают, что их детям придется жить в изменившемся мире. Поэтому родители ожидают прогрессивного подхода и индивидуального плана занятий и знают, что такого точно нет в государственных школах.

Технологии — родители внимательно смотрят, какие технологии используются в обучающем процессе. Их интересует все: интегрированы ли гаджеты в ежедневные занятия или есть ли отдельные курсы по графическому дизайну, программированию, информатике. Они проверяют оснащение классов и лабораторий новыми компьютерами и проекторами для работы с видео, ищут технически подкованных преподавателей, а некоторые не против посетить дистанционный урок в формате Google Classroom.

Родители могут ожидать от частной школы не только современных преимуществ, но и соблюдения баланса. Поэтому они будут одинаково внимательно оценивать и библиотеку, и гончарную мастерскую, и официальный сайт школы.

Вместо вывода

Частные школы, которые смогут показать не только гибкий подход к потребностям учеников, но и умение работать в быстро меняющемся мире, способность интегрировать старые и новые технологии обучения, будут все больше интересовать современных родителей и детей.

Технологическое развитие образования заключается пока лишь в обновлении компьютеров — за последние 20 лет ничего принципиально нового не было изобретено. Виртуальной реальности еще нет, но ожидается ее плановый выход на рынок примерно в 2030-х. В наше время глобальных прорывов не предвидится, идет модернизация методик: преподаватели пока учатся применять традиционную педагогику в компьютерных классах. Радует наличие большого выбора технологического софта, обучающих платформ и слабая регуляция нового рынка со стороны государства.

[1] а) Исследование за 2000 год (США, 50 штатов, 200+ школ, 5000 учеников) говорит, что одаренные дети лучше учатся в частных школах с индивидуальными и углубленными программами, а в обычных школах такие дети чаще всего будут учиться хуже. 

в) Это исследование изучает трудности одаренных детей в обычной школе: снижение мотивации к обучению, развитие конформизма, отказ от чтения в классе, потеря или сознательное занижение своих способностей. Автор предполагает, что одаренным детям не обязательно учиться со своими сверстниками, для них нужны другие программы и условия. Miraca U.M. Gross. Exceptionally and Profoundly Gifted Students: An Underserved Population. (2000)

с) Обзор исследований одаренных детей за 30 лет говорит о необходимости особых условия для обучения одаренных детей: Sally M. Reis, D. Betsy McCoach. The Underachievement of Gifted Students: What Do We Know and Where Do We Go? (2000)

[2] Интересный анализ того, как 37 тысяч семей выбирали школу в штате Луизиана через программу отбора OneApp: Jane Arnold Lincove, Joshua M. Cowen, and Jason Imbrogno — How do Families Choose Between Public and Private Schools (2016). Внеклассные занятия не оказали значимого влияния на решение родителей. Решающими факторами выбора оказались близость к дому и высокие оценки выпускников школы. Это особенность частных школ за границей — многие дети могут учиться даже в очень престижных школах по стипендии.

[3] Большой обзор 142 исследований по выбору частной школы в США: edChoice — The 123s of School Choice (2019 edition). Обзор говорит, что большинство исследований подтверждают: родители остаются довольны частными школами, дети демонстрируют лучшие оценки и поступают в колледжи, государственным школам тоже хорошо — они меньше тратят бюджета на ушедших в частные школы учеников.

[4] Herold, B. Technology in Education: An Overview. (2016)

Продолжение следует.