Часть II.

Начало здесь.

Родительские тревоги и как с ними работать

Уставшие и растерянные родители думают одинаково. Или каша с комочками или завышенный ценник. Или деревянные кубики или каждому ребенку по айпаду. 

При выборе детского сада родители ломают голову над такими вопросами:

  • Лицензии и государственные программы — родители часто ищут лицензированные дошкольные заведения. Но лицензия ≠ качество обслуживания. Для частных дошкольных заведений лицензия это инструмент защиты от внезапных проверок прокуратуры и стратегия продвижения, «мы лучше, у нас есть лицензия». Сигнальная теория беспощадна — детский сад с лицензией не обязательно будет лучше детского сада без лицензии, он только продает себя как «лучший детский сад».
  • Болезненность детей в садах — это больше похоже на рулетку. Не важно какое дошкольное заведение выбрали родители. Дети все равно будут болеть. Новые дети склонны болеть первые 6 месяцев в любом саду — за это время они успевают познакомиться с инфекциями и микробами всех детей в группе, выработать локальный иммунитет в новой обстановке.
  • Меню — столовское питание государственных садов подходит не всем. Здесь у частных детских садов есть весомое преимущество — они гибко подстраиваются под вкусовые привычки ребенка, медицинские противопоказания, аллергии.
  • Кадры — современные дошкольные заведения массово отказываются от авторитарной педагогики, принуждение, психологического давления на детей. Высоким спросом пользуются профессиональные педагоги, которые могут адаптировать существующие методики, применять новые технологии. Изменяются и формируются ранее непопулярные концепции — лесные прогулки, арт терапия, реджио. Воспитатели современных садов все больше походят на внимательных и дружелюбных профессионалов, чем на сотрудников ВОХРа.
  • Методики — «Никто из детских садов не работает по чистым ФГОС-методикам (даже в государственных садиках) — они уже давно устарели. Но все делают вид, что работают, потому что лицензия и репутация.» 

Чуть больше о методиках. Как правило, программы детских садов это пестрый набор громких трендов последних лет. Все методики рабочие, эффективность примерно одинаковая, можно выбирать любую. Главное, чтобы воспитатели были профессионалами. 

Игра и творчество — лет 20 назад неравномерно большое внимание уделялось творческому развитию дошкольников. Так появилась вальдорфская методика (Штайнера), которая популярна и сегодня — отказ от преждевременной интеллектуализации, минимум давления на детей.

Математика и технологии — другой популярный тренд в дошкольном воспитании, самостоятельное и совместное освоение инструментов. Методика Монтессори внедрялась в дошкольные заведения через агрессивный маркетинг. Сегодня это уже практически блокчейн в дошкольном образовании — считается, что такая методика способствует воспитанию технарей/инженеров, которые потому будут работать в биотех стартапах.

EQ — социальный и эмоциональный интеллект. Почему-то считается, что детей нужно учить выражать свои эмоции. Кто хоть пять минут находился в одной комнате с ребенком 5 лет, знает, что с выражением эмоций у здоровых детей все в порядке. Но такие программы есть — они больше подходят для вспомогательных и корректировочных целей — с детками работают дефектологи, логопеды, психологи.

Лесные сады — в горных районах Австрии, Германии, Швейцарии программы детских садов иногда состоят из ежедневных многочасовых прогулок в лесу. Костры, ориентировка на местности, наблюдение за птицами, насекомыми, растениями. Kids gone wild. Трудно сказать как это помогает современным городским детям, но такие программы привлекают особые категории семей — аллергики, зеленые активисты, палео энтузиасты, родители, которые просто устали от шума больших городов. [документальный фильм, швейцарский садик].

Кроме этих методик есть еще дюжина таинственных гибридов — педагогика Домана, реджио, шведское воспитание, финский сад, эскимосское сопереживание, тысячи их. Иногда все методики смешиваются и получается весьма эклектичная программа, каша с комочками.

Родителям сложно и утомительно разбираться во всех этих вещах, выбрать для своего ребенка чистую и эффективную методику, хороших воспитателей, безопасный и комфортный сад. Задачей детских садов будущего будет умение кратко и эффективно презентовать портфель своих услуг и достоинств — занятые родители не всегда способны разобраться во всем многообразии подходов воспитания, преимуществе деревянных кубиков над смарт доской.

Не прогулкой единой

Вернемся к технологиям. Сегодня многие взрослые не умеют гигиенично пользоваться гаджетами. Поэтому для детских садов вводный курс по технологиям для дошкольников может стать уникальным торговым предложением — во всех садиках воспитатели гуляют с детьми, но не во всех они еще и снимают о прогулках сериалы, звонят по скайпу детям из других стран или обучают азам кибербезопасности.

Для частных детских садов, которые работают по вальдорфской методике, можно адаптировать технологии в более висцеральную, прикладную программу.

Маленькие дети только учатся работать с символами — им ближе визуальные образы, формы и цвета. Поэтому знакомство с технологиями в детском саду можно начать с цифровой камеры.

Простая цифровая камера может:

  1. Записывать важные моменты детского сада, создавать видео клипы и презентации.
  1. Снимать программы для местного ТВ-канала — хороший PR для заведения.
  1. Развивать воспитателей — установить камеру в углу и записывать работу воспитателей. Позже изучать и разбирать на совместных встречах, обмениваться опытом. Узнать сильные и слабые стороны воспитателей, отрабатывать методики.Вспоминать — можно записывать прогулки на природе. Сразу по возвращению детям нужно показать видео только что совершенной прогулки, чтобы они повторили и усвоили увиденное на прогулке. Spaced repetition.
  2. Изучать пространство — камера может записать как дети играют в классе, на площадке, в зале. Просмотрев запись, воспитатели могут отметить места, которые больше всего привлекают детей, с какими игрушками дети чаще играют, как они начинают и заканчивают игры. Такие наблюдения позволяют улучшить игровые и обучающие пространства под интересы детей.

  3. Архивировать — можно записывать все активности детей и воспитателей в течение одного дня, с момента прихода детей. Проводить интервью с детьми на камеру, снимать их игры, дневной сон. Отредактировав такое видео в небольшой ролик, можно использовать его в качестве визитки для новых родителей. Или чтобы показать детям, как они изменились за год. Можно создавать сиквелы и продолжения — целый сериал про детей и для детей.

В то же время, детей следует познакомить с понятиями личного пространства и техно безопасности — недопустимо снимать людей, которые не дали согласие на съемку видео. Дошкольникам еще рано рассказывать о подвигах Ричарда Столлмана или Унабомбера, однако, важно показать детям, что селфи и видео не обладают абсолютной ценностью, даже если об этом говорят все блогеры мира.

Важно: для маленьких детей любая деятельность это игра. Обладая большими запасами воображения, дошкольники практически живут в мире фантазий. Это нормально. Поэтому в работе с технологиями для детей очень важно сохранять игровой подход. Дети могут и должны исследовать гаджеты в пределах техники безопасности. Например, можно делать уроки по анатомии гаджетов. Устроить сборку-разборку телефонов и планшетов — старые ненужные гаджеты дети могут разбирать, ломать, изучать  внутренности, записывать эпикриз телефонов. Такие операции развивают внимание к деталям и тонкую моторику пальцев. Предварительно стоит вынуть батарейки, удалить острые детали, дать детям отвертки. Сделайте особый учебный уголок, где будут находиться все старые телефоны, планшеты, мониторы, камеры. Отдельное место для технологий, храм гаджетов, будет дисциплинировать детей и научит их делить свое пространство на зоны работа-отдых-обучение.

А теперь нечто совершенно иное

Детские сады, которые предпочитают методику Монтессори, могут использовать технологии для более широкого обучения детей, для тренировки навыков решения задач и абстрактного мышления.

  1. Виртуальные прогулки от Google — VR маршруты по гугл картам. Воспитатели могут создавать маршруты и попросить детей найти определенные артефакты на карте.
  1. Учителя, эксперты со всего мира — сортировка по странам, языкам, дисциплинам позволяет воспитателям выбрать интересного человека, который работает с детьми в любой стране мира. На этом сайте легко найти специалистов языкового профиля.
  1. Визуальная математика для самых маленьких в яркой визуальной форме познакомит детей с формами, цифрами, объемами.
  1. Прямые эфиры из разных уголков природы — стриминговые сервисы позволяют делать захватывающие реалити-шоу о жизни зверей в зоопарках [The Zoo].

Технологии могут расширить границы мира для детей. Самое эффективное развитие происходит не за партой или у доски, а когда дети подвержены широкому спектру впечатлений, общению с очень разными людьми, экзотическими животными, новыми видами активности.[1] Редко какой детский сад может похвастать богатством и многообразием впечатлений. Технологии не могут решить всех проблем, но значительно расширить горизонты обычного ребенка им вполне под силу.

И так адаптировать технологии можно под любую методику дошкольного заведения. Если воспитатели почувствуют в себе силы, то могут рисовать фракталы с детьми на проекторе, сочинять музыку с помощью искусственного интеллекта или создавать новые миры с помощью гугл карт. На конференции #EdCrunch 2019 мы рассмотрим другие возможности применения технологий в детских садах. Однако, не стоит знакомить маленьких детей с технологиями формально (учебники, обучающие фильмы soviet-style) или оставлять детей наедине с гаджетами. Наоборот, им нужно дать полный доступ к технологиям, свободу для экспериментов и поддержку. Организуйте знакомство с технологиями так, чтобы дети работали в парах и группах.

Вывод

Технологии это еще не все. Интеллект, математику и языки дети могут подтянуть в школе. Ребенок, который читает, считает и поет на двух языках в три года это прекрасно и удивительно. Правда, обычно к 8 классу эти умения выравниваются у большинства детей. Хард скиллы можно получить и немного позже (некоторые люди учатся после 30-ти), но софт скиллы труднее поддаются коррекции, если в детстве им уделяли меньше внимания.

До 5 лет детям нужно научиться любить и уважать других людей, выучить нормы социального поведения и совместного проживания. Это очень важные умения, которые дети начинают приобретать еще до школы. А вершины интеллектуального развития дети достигают в возрасте 17-25 лет, иногда позже. Поэтому математика и английский в детском саду это хорошо. Но важно помочь ребенку освоить арсенал социальных и эмоциональных навыков — дружелюбие, благодарность, внимание к окружающим, порядочность, вежливость и честность — эти вещи будут с ним до самой старости.

[1] Иван Иллич (Deschooling Society): «Большая часть образования это не следствие инструкции. Обычно это следствие свободного участия в осмысленной деятельности, в ритуалах копирования и созидания, в командной работе и в соревнованиях. Большинство людей обучаются во время прямого действия, естественно. Однако, государственные сады и школы хотят заставить людей поверить, что их умственное развитие это результат тщательного планирования и точной рутины, новейших методик и лучших в мире профессионалов, новых парт и детских площадок. Но формативные годы детей проходят в закрытых пространствах — естественное развитие детей совпадает с инструктажем и ригидным графиком занятий. Действительно, часть знаний люди получают от учителей и воспитателей. Но большую часть знаний и навыков люди получают вне школы и детского сада, во время игры и общения с другими детьми.»

Об этой и других проблемах дошкольного образования говорим на конференции EDCRUNCH 2019.