Часть I.

[Дисклеймер: если родитель хочет меньше переживать за детей в Интернете, наверное, лучше не читать Washington Post и New York Times за завтраком. Есть риск потрепать нервы не только себе, но и детям.]

I. Ужасы техно-журналистики

Иногда не хочется верить, но дети на шаг впереди взрослых, когда дело касается технологий. Речь не только о смартфонах и планшетах. Например, дети быстро осваивают языки, в то время как взрослые, к сожалению, справляются с огромным трудом. Детям в целом легче дается все новое, в то время как мы осторожничаем или не знаем, с чего начать.

То же происходит и с новыми медиа и технологиями — старшее поколение склонно переоценивать их опасность. Многочисленные статьи по психологии воспитания усиливают панику: дети проводят слишком много времени у телевизора, играют в приставки, залипают в смартфонах, родители их не понимают — в общем, Апокалипсис близко и спасения нет. Но кто вынес новым технологиям этот вердикт?

Шутка про британских ученых зачастую оказывается правдивой — не потому, что на Западе плохо с наукой, а потому, что до нас доходят исследования, которые не стоят внимания. Они проводятся малоизвестными фондами и агентствами, причем недобросовестно, на нерепрезентативных выборках. А иногда бывает так, что СМИ просто неверно излагают результаты. Более того, мы видим данные из других стран и примеряем их на себя, забывая о национальных особенностях. В США проводят больше всего исследований по социологии и психологии, их же чаще всего публикуют СМИ, но это не значит, что стоит воспринимать их всерьез в российских реалиях.

Кросс-культурные исследования показывают большую разницу между потреблением информации и развлечений в США и во Франции, Китае, Финляндии, Бразилии. Deloitte говорит, что рынок развлечений США самый большой в мире — в 2019 году он вырос до 700 миллиардов USD. Ни одна страна не производит и не потребляет больше фильмов, анимации, комиксов, спортивных трансляций, чем США. Поэтому сравнивать США с другим странами, а американских детей — с нашими просто некорректно. 


Есть и качественные исследования: например, международный опрос PISA (42 страны) выявил, что дети из благополучных семей чаще используют Интернет для поиска информации, учебы, а дети с непривилегированным социоэкономическим положением больше играют в игры и смотрят мультики. Авторы исследования предполагают, что отличия объясняются тем, что дети, растущие в неблагоприятной среде, не знают, как применить технологии для развития и обучения, читают медленнее и меньше других и поэтому выбирают мультики. Значит, Интернет не разделяет детей на способных и неспособных — наоборот, дети приходят в Сеть на неравных условиях, а дальше разрыв между ними только усугубляется.


Глобальному Интернету 20 лет, социальным сетям — всего 10. Качественных исследований влияния этих технологий на человека еще нет.[1] Сами родители и дети не понимают всех эффектов — даже ученые социологи не научились правильно их оценивать. Что делать? Внимательно и, главное, без паники работать с новыми технологиями и новыми людьми. Спасать нужно не детей, а родителей — от некачественных исследований. 

II. Эволюция технологий или не все так просто

Технологии — это инструмент. Инструмент сам по себе не может быть плохим или хорошим — все зависит от того, как его использовать. Всего сто лет назад мы ездили на повозках с лошадьми, сегодня перемещаемся на такси, а уже скоро, может, будем путешествовать на беспилотниках. С каждым годом мы живем все эффективнее: речь не только о новых людях, но и о современных видах транспорта, медицинских технологиях, образовании.

Радикальные перемены никогда не проходят гладко, но это не значит, что с ними можно и нужно бороться. Продуктивность и деструктивность любых технологий идут рука об руку. Мы должны научиться правильно обращаться с ними, усвоить новые правила игры. Пытаться контролировать технологии без понимания их феномена — все равно что ехать на велосипеде с закрытыми глазами — есть риск собрать все шишки и приехать совсем не туда, куда хотелось. 

III. Не делайте резких движений

Родителей не отпускает тревога из-за кричащих текстов о вреде соцсетей. Социальные сети — это уже своеобразная классика вроде полового воспитания в 1950-х: запретить, ограничить, не пускать. Чего стоит одна история о Синем ките, например, — страшилка, которая уже почти забыта.

Социальные сети — это песочница, в которой подростки учатся добывать социальный капитал и статус. Пока у них нет реальных достижений, детям приходится делать вид, что они инфлюенсеры, блогеры, звезды Youtube, стримеры. Но когда у них появляется работа, личная жизнь, финансовая независимость, ситуация кардинально меняется. Молодые люди зарабатывают социальный статус в оффлайне и меряются реальными достижениями — работой, машинами, квартирами. Никто не может переехать в виртуальный мир, так почему бы не использовать онлайн-песочницу с пользой для будущего?

«Создавать аккаунты и следить за детьми в сети — так вы избавитесь от некоторых иллюзий в отношении своих детей», советует одна мама в статье “Соцсети на службе у родителя”. Очень характерное и понятное стремление — быть в курсе жизни ребенка — может принимать слишком агрессивные формы, а ребенок воспримет это как угрозу и вторжение в личное пространство. Гораздо важнее позаботиться о безопасности ребенка: рассказать ему, что не стоит постить личные фотографии, адреса, дату рождения. Такие беседы эффективнее ежедневного мониторинга и родительских лайков. Подросток хочет, чтобы его видели самостоятельным и независимым — не стоит отказывать ему в этом ощущении.

Подростки способны скрывать подробности своей жизни с ловкостью вьетконговских партизан. Да, ребенок добавит родителей в друзья в соцсетях, но для отвода глаз он может создать профиль с невинными картинками и цитатами Тургенева. Не все родители понимают, что Facebook стал ареалом обитания взрослых, а молодежь эмигрировала в Instagram/Snapchat/Discord/Mastodon и стриминговые сервисы. В Facebook можно прочитать мнение вашего ребенка о новой части “Мстителей”, но фотоотчет о походе на андеграундный рейв вы там не найдете, как ни старайтесь. И это к лучшему.

Родители беспокоятся о детях — это нормально. Популярные медиа публикуют ужастики о новых технологиях — и это нормально. К счастью, большинство родителей не принимает эту панику всерьез, а советы по воспитанию получает из других источников. Хочешь не хочешь, а за технологиями приходится следить и поспевать, но нельзя полагаться на некачественные исследования и чужие домыслы.

Продолжение следует.

[1] Пример хорошо структурированного, но бесполезного исследования по теме: Parenting in the Age of Digital Technology (pdf). К сожалению, выборка небольшая (2 326 родителей), нет контрольной группы, не сделали повторное исследования для проверки через несколько лет.