I. Престижные университеты не всегда оправдывают репутацию 

Например, нередко всплывают новости, что дети списывают даже в Гарварде, а приемные комиссии берут взятки (Operation Varsity Blues). И все равно родители готовы платить любые деньги, а дипломы топовых заведений ценятся работодателями больше всего. 

Почему так происходит? Потому что вузы не только обучают студентов, но и определяют ценность кандидатов на рабочие места. Университеты — это не столько храм знаний, сколько эффективный маркировочный цех, который создает человеческий капитал. Об этом убедительно, хотя и несколько цинично, говорит экономист и писатель Брайан Каплан.

Дистанционное обучение, edX и Coursera не убьют высшее образование. Пока что высококвалифицированных создателей курсов не хватает — большинство сильных ученых и преподавателей все еще на стороне университетов. У онлайн-образования нет репутации, как нет престижа у электронных сертификатов. 

Если знания можно получить в открытом доступе за 100 долларов, то какова их цена на рынке труда? Некоторые университеты осторожно предполагают, что можно было бы использовать сертификаты как дополнительный источник дохода для вуза или способ расширения программ для новых студентов (Исследование Gallup, 418 колледжей).

Техно-гиганты — Google, Amazon — решительно вышли на тропу войны, однако без инфраструктуры традиционных университетов им непросто. Google наладил партнерство с 25 вузами, чтобы расширить их программы. Amazon потратит 700 миллионов за следующие 6 лет, чтобы обучить своих сотрудников. Пока эти инициативы не составляют прямой конкуренции вузам — компании больше заинтересованы в профильных технологиях (машинное обучение, облачное программирование).

Даже Дисней, который выступил с идеей создания креативного вуза, не может обойтись без обычных университетов.

На этих примерах видно, что даже большие корпорации испытывают трудности с развитием онлайн-образования. О полноценном высшем образовании в облаке пока говорить не приходится — в подавляющем большинстве случаев это будут локальные решения. 

Новые технологии не будут конкурировать с обычными вузами. Скорее, университеты выиграют от расширения возможностей. Что-то похожее уже есть — например, появляются маленькие лаборатории и исследовательские центры, которые помогают вузам с подбором и интеграцией технологических решений.

Кстати, пока университеты спорят о достоинствах и недостатках дистанционного образования, разработкой проблемы занялись в издании Wiley — создали цифровую библиотеку, онлайн-университет, купили ИИ-стартап, который “читает мысли” студентов, монополизировали научные журналы Германии и мира (через египетский Hindawi). Прорыв в высшем образовании может прийти не со стороны университетов, а с легкой руки таких “великих комбинаторов”.

1.png

II. Пока что нет показательных данных по развитию дистанционных форматов обучения в российских вузах, поэтому предлагаем рассмотреть западные примеры

Специалисты Университета штата Аризона смогли выделить три основных достоинства онлайн-обучения для вузов. Такой формат позволяет:

  • Расширять охват и обучать больше студентов;
  • Снижать эксплуатационные расходы;
  • Совершенствовать процесс обучения и результаты.

В деталях тоже много интересного:

Выборка — авторы исследования выбрали шесть вузов: университеты Флориды, Аризоны, Джорджии, колледжи Хьюстона, Кентукки и Рио-Саладо. Примечательно, что они обошлись без Лиги Плюща и частных/религиозных колледжей. Авторы решили изучать вузы, куда идет большинство студентов. исследование проводило агентство Бостон Консалтинг при поддержке фонда Билла и Мелинды Гейтс.

Организация — исследование делает особый акцент на цифровом портфолио каждого университета.

Поступление — дистанционное обучение заинтересовало большее количество студентов, чем обычные курсы. Неудивительно: часто именно студенты ищут и предлагают включать онлайн-курсы в программу.

Качество — исследование подчеркивает, что университетам и разработчикам онлайн-курсов стоит чаще использовать анализ данных и статистику. Так они смогут улучшить свои курсы.

Доступ — дистанционное обучение значительно упрощает доступ к образовательным ресурсам, все больше студентов могут пользоваться цифровыми библиотеками и лабораториями. Также отмечается, что студенты проходят онлайн-курсы быстрее, чем обычные и смешанные программы. Вероятно, здесь играет роль фактор индивидуальных возможностей — онлайн-курсами пользуются студенты, которые умеют учиться, их не сдерживает темп группы.

Экономия — полностью дистанционное обучение намного дешевле гибридного или традиционного — особенно для больших курсов и аудиторий. «Мы определили, что дистанционное обучение позволяет сэкономить от 3 до 50% средней стоимости одного часа обучения». Больше всего экономия заметна в университетах, где нет кампусов. 

Аутсорсинг — есть осторожное предположение, что аутсорсинг подготовки онлайн-курсов эффективнее, чем разработка и оформление онлайн-курсов своими силами. 

Адаптивное обучение и открытые обучающие ресурсы — исследование считает их перспективными, но пока выборки слишком малы, чтобы делать решительные заявления.

III. Ученый Брайан Александр говорил, что после 50 лет непрерывного роста, высшее образование достигнет пика в середине 2010-х

В развитых странах мира рождаемость снижается последние 10-15 лет — это значит, что в 2020-х в университетах будет еще меньше студентов. Мы наблюдаем первые симптомы — стагнация или небольшое снижение количества абитуриентов с каждым годом, все чаще университеты нанимают преподавателей на полставки и ищут спасения в технологиях.

Негативный тренд частично смягчается развитием edtech-индустрии. В повседневную жизнь большинства людей вошли мобильные гаджеты, быстрый интернет появился даже в регионах. Люди потребляют больше информации, а у молодежи процесс обучения вышел за пределы университетов.

Тем не менее, образование отстает в освоении технологий. Как показывает история информационных технологий (начиная с 1960-х), в первую очередь новые технологии применяет бизнес, армия, медиа. Наука и медицина — более робкие. В образование технологии приходят через 5-6 лет после появления на массовом рынке.

Технологии могут упростить работу вуза, спасти в трудную минуту, но пока не способны заменить собою университеты. Это возможно только при условии кардинальных перемен в обществе и экономике.

Дополнительная литература:

Bryan Caplan. The Case against Education: Why the Education System Is a Waste of Time and Money (2018) 

Cathy N. Davidson. The New Education: How to Revolutionize the University to Prepare Students for a World In Flux (2017) 

Anya Kamenetz. DIY U: Edupunks, Edupreneurs, and the Coming Transformation of Higher Education (2010) 

Charles Murray. Real Education: Four Simple Truths for Bringing America's Schools Back to Reality (2008)

Продолжение следует.