Часть II.

Начало здесь.

I. Технология прогресса

Сами технологии — не проблема. Проблема — это неумение с ними обращаться. В поп-культуре часто встречаются пугающие сюжеты: всех захватят роботы, а сверхразумный искусственный интеллект уничтожит человечество. Это вовсе не новый тренд: “Терминатор” в 90-х, “Матрица” в 00-х, “Черное Зеркало” сегодня — в основе одни и те же мотивы. 

Да, технологии не безобидны. Как и любая вещь. Все что угодно может нанести вред при неумеренном и неумелом использовании.

Мы уже знаем, что зависимость от технологий — это не миф, такое бывает. Геймдизайнеры и архитекторы софта открыто признают, что разрабатывают продукты с фокусом на формирование аддикции. Но ведь далеко не каждый пользователь становится зависимым. Один ребенок может использовать компьютер, чтобы развиваться и учиться, а другой — чтобы сутками играть в игры — и у второго, возможно, есть реальная проблема. Только виной тому не технологии сами по себе, а отсутствие мотивации. 

Обычный школьник в начале XX века не имел и половины возможностей, которые есть у современных детей. Давайте представим, пусть и утрированно, день типичного диджитал-школьника: 

  1. Пришел из школы;
  2. Домашнее задание по математике — нашел ответ на Quora, вышел на автора ответа и попросил объяснить непонятное уравнение;
  3. Домашнее задание по литературе — нашел обзор на Youtube, видео оказалось затянутым, но в комментариях поссорились преподаватель философии и профессор литературы, подсмотрел аргументы — написал эссе;
  4. Обсудил сложную задачу с друзьями в общем чате;
  5. По дороге в магазин посмотрел видео, где показывают крутые аккорды для гитары;
  6. Пришел домой, попробовал повторить аккорды, выложил сторис, чтобы похвастаться перед друзьями, пошел с гитарой во двор.

Такой ребенок может и привязан к технологиям, но зато живет полной жизнью, больше умеет и успевает, быстрее учится и, возможно, даже больше общается со сверстниками, чем дети прошлых поколений. Самый главный вопрос здесь — есть ли у ребенка мотивация, чтобы использовать смартфон и ноутбук на пользу себе, а не чтобы убить время?

II. Смена поколений

Родителям трудно разобраться, когда их тревога оправдана, а когда вызвана общим нестабильным состоянием общества. Сколько бы они ни старались дать детям все самое лучшее, иногда все равно чувствуют, что упустили что-то важное. Всё вокруг как бы говорит «вы хороший родитель, но вот что еще вы могли бы сделать...». 

В мире технологий изменилась и традиционная семья: мало кто собирается по вечерам у камина, чтобы почитать Анну Каренину или посмотреть западный боевик с соседями. То, что многие считают традиционным укладом, в действительности оказывается лишь идеализированной картинкой. “Та самая” традиционная семья никогда не существовала — в каждой эпохе менялись отношения людей, их обязательства по отношению друг к другу. Современную семью сформировали не только глобальные социокультурные перемены, но, в том числе, и технологии. 

Современным родителям стоит чаще вспоминать, что любая тревожность в вопросе воспитания детей — это естественно и понятно. “Правильной” семьи не существует, ни один человек на самом деле не знает, как делать все правильно. 

Сегодня люди стали мобильнее. Нам легче поменять работу, страну жительства, профессию, семью. Современные дети растут в атмосфере постоянной конкуренции, как и родители. Новые возможности неизбежно меняют структуру семьи, и все по-своему приспосабливаются к этим реалиям. Новая семья не обязана быть похожа на архаичную традиционную систему: главное — меньше нервничать и искать то, что работает конкретно для ваc. 

III. Техно-гигиена

Чтобы Интернет и социальные сети не навредили детям, подумайте о возможных правилах и ограничениях, которые сделают использование технологий безопасным для ваших детей. Возможно, вам в голову придет свой рецепт — мы лишь предлагаем вектор. 

Избавьте от гаджетов детей до двух лет — им они не нужны. Исключением можно сделать видеозвонки (общение с родственниками) и совместные просмотры мультиков.

Ограничивайте время с гаджетами — самым маленьким членам семьи нужно позволять проводить меньше времени в Интернете, чем старшим. Структурированный график и дедлайны помогают детям проявлять творческий подход, больше ценить время и получать удовольствие.

Безопасность в сети — объясните детям, зачем придумали DuckDuckGo, PrivacyBadger, Adblock, VPN, TOR, ProtonMail и как всем этим пользоваться. Да, придется сначала разобраться самостоятельно, но это разумная цена за безопасность детей в сети.

Создайте зоны без гаджетов — пусть экраны отключаются за обеденным столом, в постели, в машине, перед сном. Если в комнате нет телевизора и компьютера, а смартфон заряжается ночью в другой комнате, сон ребенка точно будет здоровее.

Не используйте технологии как пилюлю настроения — учите детей справляться с плохим настроением без игр и мультиков. Важно отучить ребенка тянуться за планшетом при первых признаках скуки, иначе есть риск вырастить человека, который не сможет находиться один, в спокойствии. 

Будьте хорошим примером — дети всегда будут повторять действия родителей, а не их инструкции. Если ребенок видит, что родители запрещают пользоваться планшетом, а сами играют в приставку, он это запомнит и может вообще перестать воспринимать слова родителей всерьез.

Совместные технологии — играйте вместе в любимые игры (и проигрывайте), смотрите с детьми передачи, фильмы, читайте книги. И больше интересуйтесь мнением ребенка. 

Важно обойтись без паники и лишнего оптимизма. С детьми и родителями все в порядке. Интернет — всего лишь инструмент, с которым мы сможем совладать.

Однако в этом глобальном вопросе не разобраться в одиночку. Можно создавать группы поддержки родителей и разбираться в технологиях вместе со специалистами по технологиям и педагогами. Например, так — в узком кругу, на уровне района. Или на профильных конференциях, где можно найти большое количество специалистов сразу в одном месте.

На наших глазах растет первое диджитал-поколение. Важно научить детей использовать Интернет во благо себе и окружающим.

[1] René Girard. Violence and the Sacred (1972). По мотивам лекции Alan Watts — The Guilt of Education by Society.

Примеры обучающих и дружелюбных технологий:

  1. Интерактивное приложение для обучения математике.
  2. Агрегатор приложений для детей. Сортировка по возрасту и профилю.
  3. Семейный план потребления медиа.

Об этой и других проблемах воспитания в эпоху технологий говорим на конференции EDCRUNCH 2019.